Вы здесь: Главная -> Календарь событий -> Государственные праздники -> Еврейские праздники -> Начни сначала - Рош а-Шана
Новости науки
2016:
78
2015:
12345678910
2014:
123456789101112
2013:
123456789101112
2012:
123456789101112
2011:
123456789101112
2010:
123456789101112
2009:
123456789101112
2008:
123456789101112
2007:
123456789101112
2006:
123456789101112
Рейтинг@Mail.ru

Начни сначала - Рош а-Шана


www.sem40.ru

При зачатии жестко кодируются свойства организма. Ясно, что речь идет об очень важном, судьбоносном моменте. Ни один другой последующий момент не будет обладать такой силой, энергетикой и таким значением, как этот первый момент. Вспышка зачатия содержит в себе все. Последующее развитие будет лишь проявлять те элементы, которые были сотворены в момент начальной вспышки.

Рош а-Шана - это зачатие года, а последующие десять дней - период беременности. Вот почему эти дни так важны для всего наступившего года. Представ перед Б-гом в Рош а-Шана, человек судится на весь год. Его личность кристаллизуется в этот момент, приобретает законченную форму; изменить ее потом будет чрезвычайно трудно. Куда легче вносить изменения в Рош а-Шана - вы можете тогда легко манипулировать "генами" своего характера. Люди, обладающие глубокими духовными знаниями, очень стараются в эти два дня жить и вести себя по высшим стандартам, потому что происходит зачатие года. Многие следуют традиции не спать, по крайней мере, в утренние часы. Они хотят заложить гены наступающего года в полном сознании, а не в состоянии забытья.

Где находится источник этой особой энергии? Первым в истории Рош а-Шана, наиболее ярко отразившим его подлинную суть, был день Сотворения человека. Тот день Творения был самым первым, и его главнейшим событием стало появление человека на исторической сцене. Вот почему этот день всегда несет в себе потенциальные возможности для воссоздания человека. Когда мы искренне и твердо решаем возвысить себя в Рош а-Шана, воодушевиться для более одухотворенной и значимой жизни в наступающем году, мы начинаем черпать скрытую энергию этого дня - дня сотворения человека. Этот день наделен способностью совершать реальные изменения, он помогает человеку преобразиться, стать другим.

Традиция утверждает, что Адам был создан в том самом месте, где позже стоял "мизбеах" (жертвенник) Иерусалимского Храма. "Адам ми-маком капарато нивра - Адам был создан из места своего искупления". Самый первый момент его жизни материализовался из земли, собранной со всех концов света и сконцентрированной в одной точке – там, где значительно позже люди стали совершать жертвоприношения, т.е. совершать такие действия, которые глубже и лучше всего искупают грехи, приближая человека к Б-гу. Поэтому момент творения человека стал моментом самой концентрированной новизны; одновременно, он вобрал в себя качество самых глубоких, какие только возможны, перемен - от греха до его искупления. Такой скачок воистину подобен новому творению. Вот почему в Рош а-Шана заложена такая непостижимо могучая сила, толкающая нас к обновлению. Отсюда происходит и мистическая традиция максимально сократить сон в эти два дня.

Служба этих дней (на самом деле, они рассматриваются как один день) наглядно отражает эту духовную заряженность, наше внутреннее стремление достичь своих духовных корней. Литургия Рош а-Шана делится на три части: "мальхует" (Царствие), "зихронот" (Память) и "шофрот" (Трубление в шофар).

"Мальхует" (Царствие) отражает стремление человека обновить основу всего Творения и высшего служения - добиться того, чтобы власть Б-га была абсолютной и неоспоримой. Прежде чем взвалить на себя бремя конкретных мицвот, мы должны признать Царствие Всевышнего в целом. Поясним эту мысль с помощью аллегорической притчи ("машаль"). Одного великого царя попросили установить законы для страны. Царь согласился, но с условием, что вначале люди признают его власть над собой. Лишь тогда введенные им законы станут обязательными и осмысленными. В основе Творения - Царствие Б-га; оно же - источник всякого духовного роста. Эта мысль лежит в основе всего Рош а-Шана; она требует глубокого проникновения в самые сокровенные тайны желания ("рацон") в процессе молитвы. Ее цель - достигнуть глубин сознания и пробудить желание установить полную и безраздельную власть Всевышнего.

"Зихронот" (Память) несет в себе идею памяти - истинно духовной и глубокой - об истоках мироздания, о происхождении еврейского народа и его судьбе. Эта глубинная память ассоциируется с возвращением к мужской фазе нового зачатия - мы стремимся вернуться к изначальной вспышке или искре, чтобы заново пережить эту фазу, ярко и отчетливо. У слова "захор", помнить, такой же корень, что и у слова "захар", мужской. Связь тут очевидная. Сущность мужского начала в том и состоит: переносить концентрированную сущность всех предыдущих поколений в своем семени для формирования следующего поколения. Семя - это "память" о прошлом. Смысловая аналогия подтверждается в языке: слово "зихрон", память", и "зера", семя, имеют одинаковое числовое значение. Труд памяти, стремление заново пережить вспышку Творения вполне соответствуют духу Рош а-Шана и являются необходимым условием его празднования.

"Шофрот" (Трубление в шофар) выражает - в рамках обсуждаемой нами темы - стремление проникнуть в сердце, в корень души и личности. Особенность шофара заключается в том, что он имеет голос, но не произносит слов. Каббалисты объясняют, что голос - это корень речи и содержит в себе нечто гораздо большее, чем простую возможность строить цепочку слов. Слова могут нести в себе информацию, но голос дает представление о человеке. Вот почему пророчество называют часто "голосом", но не словами. Когда Б-г велит Аврааму следовать пророческому совету его жены Сары, Он говорит: "Шма бе-кола - слушайся ее голоса", а не "слушайся ее слов".

Б-г велит пророку: "Кра бе-гарон, аль тахтох - Кричи из своего горла, не молчи". Ибо пророчество исходит не из уст, не из полости рта, где формулируются слова, а из горла, источника "сырого", необработанного звука. Когда трубят в шофар, мы произносим благословение "лишмоа коль шофар", на "слушание голоса шофара". Шофар издает простой звук, простой плач, лишенный всяких модуляций; поэтому он обладает способностью раскрывать душу. Никакие в мире слова не могут выразить чувства ребенка, плачущего ночью, зовущего мать. Шофар издает именно такой детский крик.

Правильное поведение в Рош а-Шана дает нам максимальный энергетический заряд. Полученной в этот день энергии должно хватить на весь год, чтобы прожить его по высшим стандартам - не привычно, по инерции, а с постоянным ощущением новизны. Из искры возгорится пламя; это пламя должно зажечь новый огонь, - и так всегда. Таков еврейский образ жизни. Известная каббалистическая формула гласит: если ты живешь сегодня, потому что ты жил вчера, значит, ты мертв. Быть по-настоящему живым означает генерировать свою жизнь - сегодня, в данную минуту, не как пассивный результат прошлого, а как взрыв нового бытия, сейчас и всегда.

У ивритского корня "ани", я, есть два производных - "ана" и "эйн". Слово "эйн" выражает отрицание - "нет", "не"; "ана" гораздо труднее перевести: это слово означает невыразимую просьбу или стремление, как, например, во фразе "ана Ашем ошиа на", выражающей тягу к спасению. Эти слова - "эйн", "нет", и "ана", страстная надежда на лучшее будущее, имеют и другие значения: "откуда" и "куда". Вопрос "Откуда ты пришел?" звучит на иврите: "ме-айн бата?" - "Куда ты идешь?" переводится "ана (или: леан) телех?" Но любопытное дело, стоит отвлечься от буквального значения этих выражений, как перед нами открывается удивительно глубокая мысль: "ме-айн бата - откуда ты пришел?" буквально означает: "Ты пришел из ничего". А "ана телех - Куда ты идешь?" значит: "Ты идешь в невыразимо огромное измерение".

Иврит, язык святости, обладает неисчерпаемой духовной глубиной. Простое будничное сообщение о человеке, прибывающем из какого-то другого места, выражена в разговорном иврите как переход из ничего в его нынешнее состояние ("йеш ме-айн - нечто из ничего"). Иначе говоря, в духовном понимании этот момент связан с предыдущем моментом в той же мере, как существование связано с небытием. Это и есть новизна! И переход от этого момента до следующего обозначен таким мощным взрывом, что его невозможно перевести. Таково устремление духовно восприимчивого человека - он желает постоянно вырабатывать в себе новую внутреннюю жизнь.

Аврам-авину говорил о себе: "Ва-анохи афар ва-эфер - Я - прах и пепел". Тора - не поэтическое произведение, не литературный памятник. В ней каждый нюанс имеет бесконечно глубокий смысл. Что значат эти два определения - "прах и пепел"?

Идея здесь такая. Пепел - это простые частицы, остающиеся после полного сгорания субстанции. "Прахом земли" называют плодородную почву, в которой происходит рост. Авраам наиболее ярко воплощал собой идею новизны, отцовства; он был праотцом еврейского народа. Он заложил принципы совершенно нового образа жизни. Он непрерывно сжигал себя, чтобы использовать остающиеся частицы в качестве почвы для нового роста. Ни одна частица его развития не оставалась пассивной; ни одна не присутствовала сегодня лишь потому, что она была здесь вчера. Вся его сущность преобразовалась в память, ставшую ядром нового рождения - для последующего воспроизведения в непрерывной цепочке поколений. В том и состоит сила "хидуша", воспроизводящей самою себя новизны, источника духовной жизни и роста.

А. Татц, www.istok.ru


главная :: наверх :: добавить в избранное :: сделать стартовой :: рекомендовать другу :: карта сайта :: создано: 02.10.2006
Наша кнопка:
Научно-образовательный портал