Вы здесь: Главная -> Новости -> -> -> «Красную шапочку» сочли мемом
Новости науки
2016:
78
2015:
12345678910
2014:
123456789101112
2013:
123456789101112
2012:
123456789101112
2011:
123456789101112
2010:
123456789101112
2009:
123456789101112
2008:
123456789101112
2007:
123456789101112
2006:
123456789101112
Рейтинг@Mail.ru

«Красную шапочку» сочли мемом


Британский антрополог Джамшид Теграни опубликовал эволюционное дерево сюжета о Красной шапочке. Подробности приводятся в статье для журнала PLoS One.

Ученый сфокусировал свои усилия на анализе сюжета Аарне-Томсона-Утера-333 или просто ATU-333 (так специалисты по фольклору обозначают сюжет, лежащий в основе многих схожих сказок у разных народов мира). В общем каталоге сюжетов истории о ребенке и волке в доме бабушки числятся под номером 333. В своей работе Теграни рассмотрел и сказки, часто классифицируемые как ATU-123: в русском фольклоре этот сюжет воплощен в «Волке и семерых козлятах».

Сюжеты ATU-123 и ATU-333 различают обычно по числу жертв и по месту, где они встречают волка, однако, Теграни отмечает проблематичность применения такой классификации к африканским сказкам. Исследователь указал, что в некоторых историях волк приходит непосредственно к девочке домой. В таком случае встает вопрос о том, о каком же сюжете резонно говорить: о «Красной шапочке» или все-таки о «Семерых козлятах»? По его мнению, подобные противоречия можно разрешить при помощи филогенетического анализа.

В основу филогенетического анализа легло сопоставление 72 разных параметров у 58 вариантов сказки. Теграни сравнивал используемые детьми и нападающим приемы, пол и количество детей, а также другие признаки, которые допускали однозначное определение. Это позволило построить эволюционное дерево, подобное эволюционной родословной живых организмов.

Теграни показал, что три больших кластера сюжетов не только коррелируют с разделением мира на несколько регионов (Дальний Восток, Африка и Европа), но и происходят от некоторого «общего предка». Какова была та история, установить не представляется возможным, однако использованная ученым методика позволяет определить то, какой сюжет появился раньше, какой позже и показать превращение одного в другой. Исследователь указывает, что из его анализа следует то, что версия братьев Гримм происходит от версии Шарля Перро, и это согласуется с данными фольклористов.

Основным результатом своей работы ученый считает не то, что три кластера фольклорных историй можно свести вместе, а то, что биологические методы можно применять в задачах, которые традиционно считаются далекими от изучения живых организмов. Идею о том, что к культурной эволюции можно применить тот же подход, что и к биологической, популяризовал известный британский биолог Ричард Докинз: он ввел термин «мем», являющийся функциональным аналогом гена. Докинз предлагал рассматривать в качестве мемов любые повторяющиеся в культуре паттерны и в рамках этой концепции история о Красной шапочке является именно совокупностью мемов. Сам Теграни в своей работе также употребляет термин «филомеметика».

Источник: Лента.Ру



главная :: наверх :: добавить в избранное :: сделать стартовой :: рекомендовать другу :: карта сайта :: создано: 2013-11-14T00:00:00+00
Наша кнопка:
Научно-образовательный портал