Вы здесь: Главная -> Персоны -> Архитекторы -> Российские и советские -> Алексей Викторович Щусев
Новости науки
2016:
78
2015:
12345678910
2014:
123456789101112
2013:
123456789101112
2012:
123456789101112
2011:
123456789101112
2010:
123456789101112
2009:
123456789101112
2008:
123456789101112
2007:
123456789101112
2006:
123456789101112
Рейтинг@Mail.ru

Алексей Викторович Щусев


Щусев Алексей Викторович [26.9(8.10).1873, Кишинев, — 24.5.1949, Москва], советский архитектор, заслуженный архитектор СССР (1930), академик АН СССР (1943). Учился в петербургской АХ (1891—97) у Л. Н. Бенуа (с 1910 академик АХ). Директор Третьяковской галереи (1926—29), организатор и директор (1946—49) Музея архитектуры в Москве. Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1913—18), Вхутемасе (1920—24), Московском архитектурном институте (1948—49) и др. В ранних произведениях творчески перерабатывал наследие древнерусского зодчества: реконструкция церкви Василия (12 в.) в Овруче, Марфо-Марьинская обитель (1908—12), комплекс Казанского вокзала (начат в 1914) — в Москве и др. Особенно многообразно творчество Щ. в советское время. Щ. принимал участие в разработке плана реконструкции Москвы (1918—25), был главным архитектором Всероссийского с.-х. и кустарно-промышленной выставки в Москве (1922—23). Под некоторым влиянием конструктивизма созданы произведения 1920-х гг. ? НИИ курортологии и физиотерапии в Сочи (1927—31), здание Наркомзема в Москве (ныне Министерство сельского хозяйства, 1928—33). Величайшим творческим достижением зодчего является Мавзолей В. И. Ленина в Москве. Мавзолей был спроектирован в очень короткие сроки, и в 1924 завершилось строительство деревянного сооружения, замененного в 1930 аналогичным по своим композиционным особенностям гранитным монументальным сооружением (техническими исполнителями замысла Щ. под его руководством были архитекторы Ю. А. Дульгиер, Л. Б. Карлик, В. А. Михайлов, А. К. Ростковский, И. А. Француз, Г. К. Яковлев). Органично вписавшийся в ансамбль Красной площади, он не только представляет собой мемориальное сооружение большой впечатляющей силы, но является и парадной трибуной, как бы подчёркивая торжество ленинских идей. Творчество Щ. 1930-х — 40-х гг. характеризуется стремлением развивать прогрессивные традиции архитектуры прошлого. С использованием элементов классической архитектуры выстроены здание гостиницы «Москва» (1932—38, с соавторами), Москворецкий мост (1936—38), административное здание на пл. Дзержинского (1946) — все в Москве, и др. Мотивы грузинского национального зодчества применены в здании филиала Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в Тбилиси (1938), узбекского — в здании Большого театра оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте (1938?47;), элементы русского зодчества 17 в. ? в оформлении станции московского метрополитена «Комсомольская-кольцевая» (открыта в 1952). Значительное место в деятельности Щ. занимают градостроительные работы: проекты восстановления городов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны 1941—45, — Истры (1942—43), Новгорода (1943—45), Кишинева (1947). Щ. — автор более 200 научных работ и статей, затрагивающих широкий круг проблем архитектуры. Государственная премия СССР (1941, 1946, 1948, 1952). Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

БСЭ


главная :: наверх :: добавить в избранное :: сделать стартовой :: рекомендовать другу :: карта сайта :: создано: 08.10.2007 / обновлено: 08.10.2007
Наша кнопка:
Научно-образовательный портал