Вы здесь: Главная -> Персоны -> Архитекторы -> Российские и советские -> Андреян (Адриан) Дмитриевич Захаров
Новости науки
2016:
78
2015:
12345678910
2014:
123456789101112
2013:
123456789101112
2012:
123456789101112
2011:
123456789101112
2010:
123456789101112
2009:
123456789101112
2008:
123456789101112
2007:
123456789101112
2006:
123456789101112
Рейтинг@Mail.ru

Андреян (Адриан) Дмитриевич Захаров


Захаров Андреян (Адриан) Дмитриевич [8(19).8.1761, Петербург, — 27.8(8.9).1811, там же], русский архитектор, представитель ампира. Родился в семье служащего Адмиралтейств-коллегий. Учился в петербургской АХ (1767—82) у А. Ф. Кокоринова и И. Е. Старова, затем в Париже (1782—1786) у Ж. Ф. Шальгрена. С 1794 академик петербургской АХ. Среди первых работ З. — ряд построек в Гатчине («Львиный мост», «Ферма», «Птичник» и др.), проект застройки Васильевского острова в Петербурге с перестройкой здания АН (1803—04), выполненный в традициях французской градостроительной школы, где единство ансамбля достигалось общим ритмом расстановки зданий и одинаковыми архитектурными деталями. В 1805 З. был назначен главным архитектором Адмиралтейства, в его ведении сосредоточились руководство строительством и проектирование гражданских и производственных зданий и сооружений. Здание Адмиралтейства в Ленинграде (1806—23) является величайшим памятником рус. архитектуры стиля ампир. Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, З. создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). В центре здания — монументальная башня со шпилем, ставшая символом города. Внутри этой башни З. сохранил старый шпиль Адмиралтейства (архитектор И. К. Коробов). Композиция 2 крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии). Новое значение получает скульптура. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. В интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.

З. создал также проекты застройки Провиантского о. (1806—08) и Галерного порта (1806—09), ряд проектов для Кронштадта (Андреевский собор, построенный в 1806—17, не сохранился), проекты казённых строений и церквей для губернских и уездных городов России подчёркнуто монументального характера. С 1787 преподавал в АХ (среди учеников — архитектор А. И. Мельников).

БСЭ


главная :: наверх :: добавить в избранное :: сделать стартовой :: рекомендовать другу :: карта сайта :: создано: 19.08.2007 / обновлено: 19.08.2007
Наша кнопка:
Научно-образовательный портал