Вагнер Вильгельм Рихард (1813-1883)-немецкий композитор, дирижёр, музыкальный писатель и театральный деятель родился в чиновничьей семье. Раннему интересу Вагнера к искусству способствовал его отчим, актёр Л. Гейер. Занятия музыкой начались с 15 лет. В раннем периоде музыкального творчества (1828-32) Вагнер создал ряд инструментальных произведений, в том числе симфонию (1832) и увертюру "Польша" (1832, окончательная редакция 1836). С 1831 Вагнер студент Лейпцигского университета. Одновременно брал частные уроки композиции у Т. Вейнлига. С 1833 работал театральным хормейстером в Вюрцбурге, затем дирижёром музыкальных театров в Магдебурге (1834-36), Кенигсберге (1837), Риге (1837-39). В 1830-х гг. Вагнер написал оперы: "Феи" (по К. Гоцци, 1833-34, постановка 1888), "Запрет любви" (по У. Шекспиру, постановка 1836), "Риенци" (по Э. Булвер-Литтону, 1838-40, постановка 1842) В 1839-42 жил в Париже, где создал первые зрелые произведения: увертюру "Фауст" (по И. В. Гёте, 1840, окончат, редакция 1855) и оперу "Летучий голландец" (по народным легендам и новелле Г. Гейне, 1841, постановка 1843). В 1843-49 работал дирижёром придворного театра в Дрездене; там же написал на основе средневековых легенд 2 оперы: "Тангейзер" (1843-45, постановка 1845) и "Лоэнгрин" (1845-48, постановка. 1850, Веймар). Участник Дрезденского восстания 1849, после подавления которого эмигрировал в Швейцарию. В 1849-58 жил в основном в Цюрихе. В 1852 Вагнер завершил (первоначальный замысел в 1848) литературный текст оперной тетралогии "Кольцо нибелунга" на основе скандинавского эпоса 8-9 вв. "Эдды" и немецкого средневекового эпоса 13 в. "Песнь о нибелунгах". В 1852-56 написал музыку первых частей тетралогии: "Золото Рейна" и "Валькирия". В 1857-59 создал оперу "Тристан и Изольда" (по эпическому сказанию Готфрида Страсбургского, постановка 1865, Мюнхен). После периода скитаний (1859-64) Вагнер по приглашению баварского короля Людвига II переезжает в Мюнхен. Здесь в 1868 была поставлена его опера "Нюрнбергские мейстерзингеры" (по нюрнбергской хронике конца 17 в.); в 1871-74 он завершил последние части "Кольца нибелунга": "Зигфрид" и "Гибель богов". Постановка всей тетралогии состоялась в Байрёйтском театре (1876), построенном по проекту Вагнера Последние годы жизни Вагнер проводит в Байрёйте, где в 1882 была поставлена его опера-мистерия "Парсифаль" (по средневековой христианской легенде).
Произведения Вагнера, не связанные с театром, в период зрелого творчества появляются редко. Среди них: "5 стихотворений для женского голоса с фортепьяно" (на слова М. Везендонк, 1857-58), идиллия "Зигфрид" для малого симфонического оркестра (1870).
Вагнеру принадлежит выдающаяся роль в реформе оперного искусства, которая привела к решению новых сложных художественных задач. Крупнейшие представители национальных оперных школ творчески осваивали достижения Вагнера, выступая в то же время против крайностей вагнеровской реформы (Ж. Бизе, Дж. Верди, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и др.). Реформаторское творчество Вагнера оказало значительное воздействие на оперное исполнительство. Особая декламационная выразительность вокальных партий его опер и сложность оркестрового сопровождения ставили перед певцами новые задачи.
Вагнер был одним из видных представителей дирижёрского искусства. В 50-60-х гг. он неоднократно выступал в различных европейских городах, в том числе в Петербурге и Москве (1863), с исполнением отрывков из своих опер, симфоний Л. Бетховена и др. произведений.
Обширна и разнообразна литературная деятельность Вагнера Он - автор оперных либретто, драм, стихотворений, музыкально-теоретических работ, рецензий, очерков о композиторах, исследований по истории искусства, статей по вопросам политики и философии и др.
Большая советская энциклопедия