Вы здесь: Главная -> Персоны -> Художники -> Российские и советские -> Владимир Лукич Боровиковский
Новости науки
2016:
78
2015:
12345678910
2014:
123456789101112
2013:
123456789101112
2012:
123456789101112
2011:
123456789101112
2010:
123456789101112
2009:
123456789101112
2008:
123456789101112
2007:
123456789101112
2006:
123456789101112
Рейтинг@Mail.ru

Владимир Лукич Боровиковский


Боровиковский Владимир Лукич [24.7(4.8).1757, Миргород, — 6(18).4.1825, Петербург], русский и украинский художник-портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди — иконописцев, исполнял иконы и портреты, во многом ещё близкие традициям украинского искусства допетровского времени. С конца 1788 — в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у И. Б. Лампи. На мировоззрение и эстетические взгляды Б. оказала также влияние близость с В. В. Капнистом, Г. Р. Державиным и особенно Н. А. Львовым. В начале 1790-х гг. наряду с композициями на религиозные сюжеты стал писать миниатюры (портрет В. В. Капниста, Русский музей, Ленинград) и главным образом близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты («Лизынька и Дашинька», 1794, «Торжковская крестьянка Христиния», около 1795, — оба в Третьяковской галерее). За портреты в 1795 получил звание академика, а в 1802 — советника петербургской АХ. Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Б. находят яркое выражение черты сентиментализма. Б. разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от «света», на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Образы Б., особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. Б. пишет своих персонажей (портреты М. И. Лопухиной, 1797, Третьяковская галерея, В. И. Арсеньевой, 1795, Русский музей) в лёгком повороте, со склоненной головой, погруженными в нежную задумчивость на фоне окутанного дымкой паркового пейзажа. Русскую императрицу («Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», 1794, Третьяковская галерея; вариант начала 19 в. — Русский музей) Б. изобразил идущей по аллее, в салопе и с левреткой. С начала 19 в. в работах Б. (особенно в парадных портретах А. Б. Куракина, 1801—02, Третьяковская галерея, Павла I, 1800, Русский музей) характеристика становится всё более прозаической, а живописная манера (под влиянием классицизма) — энергичной и чёткой [портрет неизвестной в тюрбане (вероятно, писательница А. Л. Ж. де Сталь), 1812, Третьяковская галерея].

БСЭ


главная :: наверх :: добавить в избранное :: сделать стартовой :: рекомендовать другу :: карта сайта :: создано: 04.08.2007 / обновлено: 04.08.2007
Наша кнопка:
Научно-образовательный портал