Вы здесь: Главная -> Персоны -> Писатели -> Французские -> Шарль Бодлер (Baudelaire)
Новости науки
2016:
78
2015:
12345678910
2014:
123456789101112
2013:
123456789101112
2012:
123456789101112
2011:
123456789101112
2010:
123456789101112
2009:
123456789101112
2008:
123456789101112
2007:
123456789101112
2006:
123456789101112
Рейтинг@Mail.ru

Шарль Бодлер (Baudelaire)


Бодлер (Baudelaire) Шарль (9.4.1821, Париж, — 31.8.1867, там же), французский поэт. Родился в семье участника Великой французской революции. Б. печатался с 1840; автор брошюр «Салон 1845 года» (1845), «Салон 1846 года» (1846). Участвовал в Революции 1848, издавал газету «Салю пюблик» («Le salut public») и сражался на баррикадах. Выступал против реакционных романтиков и теорий группы «Парнас» (ст. «Языческая школа», 1852). В стихах выражал сочувствие людям труда и обездоленным («Вечерние сумерки», «Утренние сумерки», «Пирушка тряпичников»). Переворот Луи Бонапарта лишил Б. веры в непосредственный социальный прогресс. В середине 50-х гг. Б. подвергся влиянию Т. Готье, Э. По, парнасцев (сонет «Красота», 1857). В сборнике «Цветы зла» (1857, доп. изд. 1861 и 1869, посмертно, рус. пер. 1895, 1907) ослабление нравственной оценки явлений жизни сделало Б. предшественником декадентства. Однако Б. включил в свой сборник и мятежные, гуманные стихи (раздел «Бунт»). Ему принадлежат также: сборник статей «Романтическое искусство» (1846—68, изд. посмертно), трактат о безнравственности употребления наркотиков «Искусственный рай» (1860, в рус. пер. «Искания рая», 1908), «Маленькие поэмы в прозе» (изд. 1869, рус. пер. 1902).

В ряде поэтических произведений и особенно в обзорах салонов (начиная с 1845; изданы в сборнике «Эстетические редкости», 1868) и очерках («Некоторые французские карикатуристы», 1857—58; «Творчество и жизнь Эжена Делакруа», 1863) Б. показал себя проницательным и глубоким художественным критиком, верно оценив историческое значение творчества Э. Делакруа, К. Коро, О. Домье, Э. Мане и других современников, так же как и мастеров прошлого (Микеланджело, Ф. Гойи, Ж. Л. Давида). Отвергая ходульные схемы салонного искусства, Б. придавал большое значение органичному и цельному выражению духовной жизни, мироощущения и идеалов художника.

Буржуазные историки литературы культивируют главным образом эстетские стороны творчества Б. Марксистская критика оценивает Б. как представителя той части французской интеллигенции, которая «... не смогла примириться со скудостью буржуазных перспектив, ударилась в отчаяние...» (Луначарский А. В., Бодлер, Литературная энциклопедия, т. 1, 1929, с. 550). М. Горький сказал о Б.: «...жил во зле, добро любя...» (Собр. соч., т. 23, 1953, с. 128).

БСЭ


главная :: наверх :: добавить в избранное :: сделать стартовой :: рекомендовать другу :: карта сайта :: создано: 09.04.2007 / обновлено: 09.04.2007
Наша кнопка:
Научно-образовательный портал