Вы здесь: Главная -> Персоны -> Писатели -> Французские -> Проспер Мериме (Merimee)
Новости науки
2016:
78
2015:
12345678910
2014:
123456789101112
2013:
123456789101112
2012:
123456789101112
2011:
123456789101112
2010:
123456789101112
2009:
123456789101112
2008:
123456789101112
2007:
123456789101112
2006:
123456789101112
Рейтинг@Mail.ru

Проспер Мериме (Merimee)

Мериме (Merimee) Проспер (27.9.1803, Париж, — 23.9.1870, Канн), французский писатель. Член Французской академии с 1844. Родился в семье художника; окончил юридический факультет Сорбонны (1823). Романтический интерес к экзотическим странам нашёл отражение в первых сочинениях М. — сборник пьес «Театр Клары Гасуль» (1825). М. приписал свои пьесы выдуманной испанской комедиантке. В них было немало откликов на французскую действительность, а также тонкая пародия на реакционный романтический театр с его мелодраматичностью. Сборник «Гузла» (1827) снова был мистификаторской имитацией, на этот раз — иллирийских народных песен. М. создал произведение, близкое народному творчеству, и ввёл в заблуждение А. С. Пушкина («Песни западных славян») и А. Мицкевича. В «Гузле» раскрывались реалистическими приёмами характеры героев, оказавшихся в конфликте с обществом.

М. привлекали напряжённые моменты в жизни народов. Он обратился к историческому прошлому Франции в драматической хронике «Жакерия» (1828) и в романе «Хроника царствования Карла IX» (1829). В новеллах конца 20-х гг. (сборник «Мозаика», 1833) М. снова изображает сильные и цельные характеры, которых ещё не коснулось «разлагающее» влияние цивилизации («Матео Фальконе», «Таманго»). Современная действительность нашла отражение в новеллах «Этрусская ваза» и «Партия в триктрак» (обе — 1830). Пустота и лицемерие буржуазного общества, власть денег с иронией и сарказмом показаны в новеллах 30—40-х гг.: «Двойная ошибка», «Арсена Гийо», «Аббат Обен»; столкновение буржуазной морали с примитивными, но более справедливыми нравственными нормами — в «Венере Илльской», «Коломбе», «Кармен» (1845). Проза 30—40-х гг. — вершина творчества М. Используя приёмы «рассказа в рассказе», «вставной новеллы», вводя в текст якобы найденные старые письма или неожиданные исторические и филологические экскурсы, М. создаёт внешне спокойное, суховатое повествование.

Незаурядным мастерством отмечены научные работы М. — книги очерков («Заметки о путешествии по югу Франции», 1835, и др.), исследования по архитектуре средневековья, по древнеримской истории, истории Испании, Украины, России, критические статьи. После 1848 литературная активность М. пошла на убыль. В эти годы усилился интерес М. к русской культуре. Он сблизился с А. И. и И. С. Тургеневыми, С. А. Соболевским; в цикле статей о Н. В. Гоголе, Тургеневе, Пушкине и в переводах их произведений М. выступил страстным пропагандистом русской литературы. Интерес к славянской тематике отразился в поздней новелле М. «Локис» (1869). На сюжеты М. написаны пьесы, музыкальные комедии, оперы, в том числе «Кармен» Ж. Бизе (1875), созданы многие фильмы.

БСЭ


главная :: наверх :: добавить в избранное :: сделать стартовой :: рекомендовать другу :: карта сайта :: создано: 27.09.2007 / обновлено: 27.09.2007
Наша кнопка:
Научно-образовательный портал