Вы здесь: Главная -> Персоны -> Писатели -> Российские и советские -> Валерий Яковлевич Брюсов
Новости науки
2016:
78
2015:
12345678910
2014:
123456789101112
2013:
123456789101112
2012:
123456789101112
2011:
123456789101112
2010:
123456789101112
2009:
123456789101112
2008:
123456789101112
2007:
123456789101112
2006:
123456789101112
Рейтинг@Mail.ru

Валерий Яковлевич Брюсов

Брюсов Валерий Яковлевич [1(13).12.1873, Москва, — 9.10.1924, там же], русский советский писатель. Родился в зажиточной купеческой семье. Свой литературный дебют — три сборника «Русские символисты» (1894—95) Б. рассматривал как «сознательный подбор» образцов западной поэзии (стихи в духе П. Верлена, С. Малларме и др.). В последних книгах «Chefs d'Oeuvre» («Шедевры», 1895) и «Me eum esse» («Это — я», 1897) уже намечаются мотивы зрелой поэзии Б. — урбанизм, интерес к науке и истории. Книга «Tertia Vigilia» («Третья стража», 1900) знаменует начало творческой зрелости Б. В ней, как и в последней книге «Urbi et Orbi» («Городу и миру», 1903), отчётливо видны характерные черты поэзии Б. — скульптурная выпуклость и завершённость образов, чёткость композиции, волевая интонация, ораторский пафос. Поэт предвидит неизбежность революции, угадывает её движущую силу — пролетариат (поэма «Замкнутые», 1900—01, стихотворения «Ночь», 1902, «Каменщик», 1901). С начала 20 в. Б. становится лидером символизма, ведёт большую организаторскую работу, руководит издательством «Скорпион», редактирует журнал «Весы». Но философско-общественные позиции Б., его рационалистическая поэтика противоречили неоплатонической теории и художественной практике русского символизма.

Книга стихов «StejanoV» («Венок», 1906) — вершина дооктябрьской поэзии Б. Высокий взлёт романтической лирики, великолепные историко-мифологические циклы сочетаются в ней с образцами революционной поэзии (цикл «Современность»). Б. клеймит либералов, ликующих по поводу Манифеста 17 октября («Довольным», 18 октября 1905), славит революцию («Знакомая песнь», август 1905, «Кинжал», 1904), верит в торжество идеалов свободы, равенства и братства («К счастливым», 1904—05). Но задачей революции он считал лишь беспощадное уничтожение старого («Грядущие гунны», 1905, «Лик Медузы», октябрь 1905) и с этих максималистских позиций критикует большевиков (в стихотворении «Близким», 30 июля 1905). В. И. Ленин, процитировав строку из этого стихотворения: «Ломать я буду с вами, строить — нет!», назвал Б. «поэтом-анархистом» (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 14, с. 288, прим.). Б. полемизировал также со статьей В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905), утверждая, что субъективно честный художник может быть независимым от буржуазного общества.

В годы реакции Б. продолжает верить в конечное торжество революции, прославляет творческий разум и отвагу человека. Но в книгах стихов «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912), а также «Семь цветов радуги» (1916) наряду с жизнеутверждающими мотивами всё чаще звучат ноты усталости, встречаются перепевы прежнего, самоцельные формальные поиски. В этот же период опубликованы исторические романы «Огненный ангел» (1908) и «Алтарь победы» (1913), сборники рассказов и драматических сцен «Земная ось» (1907), «Ночи и дни» (1913), сборник статей «Далёкие и близкие» (1912). Во время 1-й мировой войны Б. сотрудничает с М. Горьким. Изучает историю и литературу Армении, переводит стихи армянских поэтов (впоследствии Б. было присвоено звание народного поэта Армении).

Октябрьскую революцию поэт принял безоговорочно. В 1920 он вступил в ряды Коммунистической партии. Работал в Наркомпросе, в Госиздате, заведовал Книжной палатой, вёл ряд курсов в Московском университете и в организованном им в 1921 Высшем литературно-художественном институте (впоследствии ВЛХИ им. В. Я. Брюсова). Опубликовал книги стихов «Последние мечты» (1920), «В такие дни» (1921), «Миг» (1922), «Дали» (1922), «Меа!» («Спеши!", 1924). Вошедшие в них стихи о революции, стихи на смерть В. И. Ленина позволяют видеть в Б. одного из первых советских поэтов. В двух последних книгах есть интересные образцы научной поэзии. Но в целом послеоктябрьская поэзия Б. представляет собой упорные и далеко не во всём удачные поиски новых форм для выражения нового содержания.

Поэт и прозаик, драматург и переводчик, критик и теоретик стиха, историк и литературовед, Б. сыграл важную роль в развитии русской поэзии. Вместе с А. Блоком он подготовил почву для поэтической деятельности многих советских поэтов.

БСЭ


главная :: наверх :: добавить в избранное :: сделать стартовой :: рекомендовать другу :: карта сайта :: создано: 13.12.2007 / обновлено: 13.12.2007
Наша кнопка:
Научно-образовательный портал