Вы здесь: Главная -> Персоны -> Писатели -> Российские и советские -> Михаил Афанасьевич Булгаков
Новости науки
2016:
78
2015:
12345678910
2014:
123456789101112
2013:
123456789101112
2012:
123456789101112
2011:
123456789101112
2010:
123456789101112
2009:
123456789101112
2008:
123456789101112
2007:
123456789101112
2006:
123456789101112
Рейтинг@Mail.ru

Михаил Афанасьевич Булгаков


Булгаков Михаил Афанасьевич [3(15).5.1891, Киев, — 10.3.1940, Москва], русский советский писатель. Родился в семье преподавателя Киевской духовной академии. Окончил медицинский факультет Киевского университета (1916), был земским врачом в Смоленской губернии. В 1919 начал профессионально заниматься литературой. В 1922—26 сотрудничал в газете «Гудок». Первый сборник сатирических рассказов Б. «Дьяволиада» (1925) вызвал споры в печати. Публикация романа «Белая гвардия» (1925—27) осталась незаконченной. По мотивам этого романа написана пьеса «Дни Турбиных» (постановка МХАТ, 1926). В этих произведениях, как и в пьесе «Бег» (1926—28, поставлен 1957), запечатлен перелом в настроениях старой русской интеллигенции, развенчана идея «белого» движения, показана бесплодность пути в эмиграцию. В комедиях «Зойкина квартира» (постановка Театра им. Евгения Вахтангова, 1926) и «Багровый остров» (постановка Камерного театра, 1928) Б. высмеивает быт и нравы нэпманской среды, пародирует обычаи замкнутого театрального мирка.

Литературная критика конца 20-х гг. резко отрицательно оценивала творчество Б.; его произведения не печатались, пьесы были сняты со сцены. С начала 30-х гг. Б. работал режиссёром-ассистентом МХАТ, инсценировал «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (1932). В исторических драмах «Кабала святош» («Мольер», 1930—36, постановка 1943) и «Последние дни» («Пушкин», 1934—35, постановка 1943), в биографической повести «Жизнь господина де Мольера» (1932—33, опубликована 1962) Б. показывает несовместимость подлинного искусства с деспотизмом монархии. Незаконченный «Театральный роман» («Записки покойника», 1936—37, опубликован 1965) соединяет в себе черты лирической исповеди и сатиры. С начала 30-х гг. и до конца жизни Б. работал над романом «Мастер и Маргарита» (опубликован 1966—67). Совмещая три плана действия: историко-легендарный (древняя Иудея), современно-бытовой (Москва 30-х гг.) и мистико-фантастический, он создал своеобразную форму философского романа, где поставлены «вечные» проблемы добра и зла, ложной и истинной нравственности. Б. — драматург и повествователь — владел отточенным мастерством реалистической техники, сатиры, гибкой, живой речи и стремительного сюжета.

БСЭ


главная :: наверх :: добавить в избранное :: сделать стартовой :: рекомендовать другу :: карта сайта :: создано: 15.05.2007 / обновлено:
Наша кнопка:
Научно-образовательный портал