Вы здесь: Главная -> Персоны -> Писатели -> Российские и советские -> Аполлон Александрович Григорьев
Новости науки
2016:
78
2015:
12345678910
2014:
123456789101112
2013:
123456789101112
2012:
123456789101112
2011:
123456789101112
2010:
123456789101112
2009:
123456789101112
2008:
123456789101112
2007:
123456789101112
2006:
123456789101112
Рейтинг@Mail.ru

Аполлон Александрович Григорьев

Григорьев Аполлон Александрович [около 20.7(1.8).1822, Москва, — 25.9(7.10).1864, Петербург], русский литературный критик и поэт. Сын чиновника. Окончил юридический факультет Московского университета (1842). В 40-х гг. увлекался утопическим социализмом и масонством. Стал главой т. н. молодой редакции «Москвитянина» и его ведущим критиком (1850—56). Для статей Г. 50-х гг. характерна романтическая утопия, мечта о патриархальном народе, свободном, талантливом (черты такого идеала Г. видел в русском купечестве). Свою эстетику Г. создавал под влиянием философов-идеалистов ф. Шеллинга и Т. Карлейля. Основной пафос «органической критики» Г. — защита в искусстве «мысли сердечной», синтеза мысли и души художника, интуитивности и целостности познания жизни. Главное внимание Г. уделял национальным и нравственным проблемам современного искусства, но, в отличие от революционных демократов, отказывался от политических выводов и интересовался не столько объективной сущностью характеров персонажей, сколько отношением автора к героям, отражением в них «натуры» автора. В 40-х гг. Г. восхищался творчеством Н. В. Гоголя; в «Москвитянине» он защищал «патриархальные» пьесы А. Н. Островского; после 1855 признал в русском национальном характере не только «смирение», но и бунтарство; начал положительно отзываться о творчестве М. Ю. Лермонтова, А. И. Герцена, И. С. Тургенева, а идеалом для него стал А. С. Пушкин. В 1861 вместе с Ф. М. Достоевским и Н. Н. Страховым Г. выступил как пропагандист идей почвенничества. Сотрудничал в журнале «Время» (1861—63). В этот период усиливается историзм критического метода Г., растет интерес к протесту личности («О развитии идеи народности в нашей литературе», 1861—62), однако Г. пытается примирить западничество и славянофильство, соединить передовые идеалы эпохи с христианством.

В стихах Г. отразились его колебания: он писал и масонские «Гимны», и нелегальные революционные стихи. Но главный его герой — страдающая романтическая личность со «стихийностью» и роковой таинственностью чувств. В лирический цикл «Борьба» (1857) входят лучшие стихи Г. («О, говори хоть ты со мной...», «Цыганская венгерка»). Г. переводил Шекспира, Байрона, Гейне, Беранже. Его поэзия оказала влияние на А. А. Блока.

БСЭ


главная :: наверх :: добавить в избранное :: сделать стартовой :: рекомендовать другу :: карта сайта :: создано: 01.08.2007 / обновлено: 01.08.2007
Наша кнопка:
Научно-образовательный портал