Писемский Алексей Феофилактович [11(23).3.1821, с. Раменье, ныне Чухломского района Костромской области — 21.1(2.2).1881, Москва], русский писатель. Принадлежал к старинному обедневшему дворянскому роду. Окончил математическое отделение Московского университета (1844). Около 10 лет был на государственной службе в Костроме и Москве. Выступил в печати в 1848. Первый роман П. «Боярщина» (1846, опубликован 1858) написан в духе натуральной школы 40-х гг. Известность пришла к П. после опубликования повести «Тюфяк» (1850). Затем появились повести из жизни дворянско-чиновничьей провинции — «Комик», «Богатый жених» (обе — 1851), «М-г Батманов» (1852), «Фанфарон» (1854), «Виновата ли она?» (1855) и др., комедии «Ипохондрик» (1852) и «Раздел» (1853), рассказы из крестьянской жизни. П. не видел в дворянской среде людей, способных сопротивляться влиянию её бесчеловечной морали, поэтому ирония — одно из главных свойств его стиля. Цельные характеры писатель находил только в народе.
В романе «Тысяча душ» (1858) — самом значительном своём произведении — П. создал обширную картину русской жизни предреформенной поры, в частности «деловых» отношений между людьми. Драма «Горькая судьбина» (1859, постановка 1863) — одна из лучших пьес русской драматургии. Точность социальных характеристик сочетается с глубоким раскрытием душевной жизни героев, трагедии, разразившейся в крестьянской семье.
В 1857—-60 П. совместно с А. В. Дружининым, а в 1860—63 единолично редактировал журнал «Библиотека для чтения». В этот период в фельетонах (псевдоним — Никита Безрылов) и в романе «Взбаламученное море» (1863) он выступил с грубыми нападками на революционное движение. Осуждённый прогрессивной общественностью, П. ушёл из журнала. В романе «Люди сороковых годов» (1869) антинигилистическая тенденция несколько приглушена. Событиям 60-х гг. посвящен и роман «В водовороте» (1871); П. не отказался в нём от убеждения, что подлинные революционеры — наивные одиночки, но их нравственное благородство для него уже несомненно. Роман получил высокую оценку Л. Н. Толстого (см. Полн. собр. соч., т. 61, 1953, с. 273). Главной темой П. в конце жизни становится буржуазное стяжательство: пьесы «Ваал», «Просвещённое время», «Финансовый гений», роман «Мещане» (1877). П. принадлежит также исторический роман «Масоны» (1880).
БСЭ