Вы здесь: Главная -> Персоны -> Писатели -> Российские и советские -> М.Е. Салтыков-Щедрин
Новости науки
2016:
78
2015:
12345678910
2014:
123456789101112
2013:
123456789101112
2012:
123456789101112
2011:
123456789101112
2010:
123456789101112
2009:
123456789101112
2008:
123456789101112
2007:
123456789101112
2006:
123456789101112
Рейтинг@Mail.ru

М.Е. Салтыков-Щедрин


САЛТЫКОВ Михаил Евграфович, Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия — Салтыков; псевдоним Н. Щедрин) [15(27).1.1826, с. Спас-Угол, ныне Калязинский район Калининской области, — 28.4 (10.5).1889, Петербург], русский писатель. Отец — из старинного дворянского рода, мать — из семьи богатого московского купца. Детские годы С. прошли в усадьбе отца, в обстановке крепостнического быта, описанного им впоследствии в «Пошехонской старине». Воспитывался в московском Дворянском институте (1836—38) и Александровском (бывшем Царскосельском) лицее (1838—44). Здесь начал писать и печатать стихи. По окончании лицея служил в канцелярии Военного министерства (1844—48). В 40-х гг. сблизился с передовым кружком петербургской молодёжи — петрашевцами, пережил увлечение утопическим социализмом Ш. Фурье и Сен-Симона.

Первые повести С. «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), исполненные острой социальной проблематики и написанные в духе «натуральной школы», вызвали недовольство властей: в апреле 1848 С. был арестован, а затем выслан на службу в Вятку за «... вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие» (слова Николая I о повестях С. — цитата по книге: Макашин С., Салтыков-Щедрин. Биография, т. 1, 1951, с. 293). В Вятке С. был назначен старшим чиновником особых поручений при губернаторе, с 1850 — советником губернского правления. Из многочисленных служебных разъездов по Вятской и смежным губерниям С. вынес богатый запас наблюдений над крестьянской жизнью и провинциальным чиновным миром. Смерть Николая I и новый правительственный курс после поражения в Крымской войне 1853—56 принесли С. в конце 1855 свободу. Вернувшись в Петербург в обстановке наступившего общественного подъёма, он сразу же возобновляет литературную работу, прерванную почти восьмилетним «вятским пленом». В программной статье «Стихотворения Кольцова» (1856) С. декларирует требования к писателям: возвышать общественно-практическую роль литературы, заниматься «исследованием» современности, социальных вопросов и прежде всего коренных нужд народной жизни. Статья была запрещена цензурой, но заявленную в ней программу С. художественно воплощает в «Губернских очерках» (1856—57), изданных от имени «надворного советника Н. Щедрина» (псевдоним, почти заменивший в сознании современников подлинное имя автора). Русская жизнь последних лет крепостного строя отразилась в первой книге С. необычайно широко и остроконтрастно: резко отрицательно по отношению к крепостничеству, чиновной администрации; скептически — к «талантливым натурам» («лишним людям») из дворянско-помещичьей интеллигенции; с любовью и надеждой — к народному крестьянскому миру. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов высоко оценили «дух правды» этого произведения, сильного в изображении социальной среды и социальной психологии. Очерки имели огромный успех и сразу создали автору громкое писательское имя.

Однако в это время С. ещё не решался оставить государственную службу. К тому же он полагал тогда, что само правительство, заявившее о новом либеральном курсе, способно осуществить далеко идущие прогрессивные преобразования, и хотел участвовать в них непосредственно. В 1856—58 он служит чиновником особых поручений в министерстве внутренних дел, участвует в подготовке крестьянской реформы. В 1858—62 С. — вице-губернатор в Рязани, затем в Твери. Как администратор (крепостники прозвали его «Вице-Робеспьером») С. возбудил десятки судебных преследований против помещиков-преступников, удалил со службы многих взяточников и воров. В начале 1862, вероятно, по негласному предложению властей, С. вышел «по болезни» в отставку. Жизнь и служба в провинции дали ему много материала для творчества. Вместе с тем нахождение на высоких постах губернской администрации развеяло либерально-просветительские иллюзии С., веру в возможность прогрессивного «общественного служения» на поприще государственной службы.

В годы вице-губернаторства С. продолжал печатать (с 1860 преимущественно в «Современнике») рассказы, очерки, пьесы, сцены. Некоторые из них примыкали к «Губернским очеркам», образуя вместе с ними «крутогорский цикл», другие предназначались для начатых, но распавшихся циклов — об «умирающих» и «глуповцах». Оба цикла объединялись мыслью об исторической обречённости самодержавно-крепостнического строя. Большинство этих очерков и сцен вошло в книги «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе» (обе — 1863). Уйдя со службы, С. предпринял попытку издания своего журнала «Русская правда», задуманного для объединения «всех сил прогресса», но правительство не разрешило этого. После ареста Чернышевского и 8-месячной приостановки «Современника» С. вошёл (по приглашению Н. А. Некрасова) в редакцию этого журнала, где вёл большую писательскую и редакторскую работу. Его ежемесячные обозрения «Наша общественная жизнь» остались выдающимся памятником русской публицистики и литературной критики 60-х гг. В 1864 в ходе полемики с журналом «Русское слово» и «почвенническими» журналами братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» С. оказался в известной изоляции внутри руководства «Современника» и вышел из его редакции (не прекращая тем не менее принципиально авторского сотрудничества) и возвратился на государственную службу. Однако традиции «Современника», традиции Чернышевского и Добролюбова С. чтил до конца своих дней.

В 1865—68 С. возглавил Казённые палаты в Пензе, Туле, Рязани. Наблюдения, вынесенные из этой последней службы, легли в основу «Писем из провинции» и отчасти «Признаков времени» (оба — 1869) — широких художественно-публицистических картин первого десятилетия пореформенной России.

В 1868 повелением царя С. был уволен в окончательную отставку с запрещением занимать какую-либо должность на государственной службе. Тогда же он принял приглашение Некрасова стать участником обновленного журнала «Отечественные записки», призванного заменить закрытый в 1866 «Современник». Шестнадцать лет работы С. в «Отечественных записках», ставших главной литературной трибуной русской демократии 70—80-х гг., образуют центральную главу в биографии писателя. После смерти Некрасова С. возглавил редакцию журнала.

70—80-е гг. — время высших творческих достижений С. Он пишет «Историю одного города» (1869—70) — горькую и гневную книгу, раскрывшую национальному самосознанию «трагическую истину русской жизни», книгу, подготовленную циклами очерков о «Глупове» и «глуповцах» (1861—62) и «Помпадурами и помпадуршами» (1863—74). Затем следуют «Господа ташкентцы» (1869—72) и «Дневник провинциала в Петербурге» (1872), воссоздающие «господство хищничества» периода российского грюндерства; «Благонамеренные речи» (1872—76) и «Убежище Монрепо» (1878—79) — классические картины рождения капиталистической России, прихода Колупаевых и Разуваевых; «Господа Головлёвы» (1875—80) — одна из величайших, но и самых мрачных книг русской литературы; цикл «В среде умеренности и аккуратности» («Господа Молчалины», 1874—80), где дана глубокая трактовка в новых исторических условиях «молчалинства», как одной из социально-психологических язв русского быта.

В 1875—76 С. лечился за границей. Впоследствии он ездил туда в 1880, 1881, 1883 и 1885. Реакционно-буржуазную Европу он изобразил в книге «За рубежом» (1880—1881). В 80-е гг. сила сугубо критического искусства С. достигла вершины в обличении политической реакции. Борьбе с ней посвящена неистовая в своём сарказме «Современная идиллия» (1877—81), «Письма к тётеньке» (1881—82), «Пошехонские рассказы» (1883—84). В 1884 правительство запретило издание «Отечественных записок». Закрытие журнала С. пережил тяжело. Он вынужден был печататься в чуждых ему по направлению органах либералов — в журнале «Вестник Европы» и газете «Русские ведомости». Несмотря на свирепую реакцию и тяжёлую болезнь, С. создал в последние годы такие шедевры, как «Сказки» (1882—86), в которых сжато отражены почти все главные темы его творчества; исполненные глубокого философского историзма «Мелочи жизни» (1886—87) и, наконец, широкое эпическое полотно крепостной России — «Пошехонскую старину» (1887—1889).

Творчество С., проникнутое духом освободительных и социалистических идей, демократизма и открытой борьбы с самодержавно-крепостническим помещичье-буржуазным строем, имело важное значение для русского общества, способствовало воспитанию политического сознания и гражданского протеста, обогатило русскую литературу произведениями высокой художественной и публицистической ценности. Связанное преемственно-исторически с традициями передовой русской литературы (А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен), а также с традициями великих сатириков Возрождения и Просвещения (Ф. Рабле, М. Сервантес, Дж. Свифт), творчество С. вместе с тем стало новым, глубоко оригинальным явлением искусства русского критического реализма. Главные особенности творческого метода С. — художественное «исследование» не индивидуально-личной, но общественной сферы человека, сращённость эстетической системы писателя с прямыми суждениями и оценками, исполненными демократического протеста и открытой пропаганды новых отношений человека к миру — отношений социальной правды и справедливости. К особенностям сатирической поэтики С. принадлежат: эзоповский язык, т. е. совокупность семантических, синтаксических и других приёмов, придающих художественным элементам двузначность, когда за прямым смыслом таится второй план; искусство гротеска и интегрированные или собирательные образы как средство типизации («иванушки», «глуповцы», «пёстрые люди» и др.). Вместе с тем художник-реалист в полной мере обладал методом психологического анализа, искусством создавать правдивые образы, мир живых людей («Иудушка», «Дерунов», галерея рабов в «Пошехонской старине» и др.). К щедринским образам часто обращался в своей публицистике В. И. Ленин. Традиции С. нашли продолжение в творчестве А. П. Чехова (темы «пёстрых людей» и «мелочей жизни») и М. Горького (ранние фельетоны, «Сказки», «Жизнь Клима Самгина»). Некоторые произведения С. инсценированы для театра и поставлены в кино (фильм «Иудушка Головлёв», 1934).

В г. Кирове открыт мемориальный музей (1968) в доме, где писатель жил в годы вятской ссылки.

БСЭ


главная :: наверх :: добавить в избранное :: сделать стартовой :: рекомендовать другу :: карта сайта :: создано: 27.01.2007 / обновлено: 27.01.2007
Наша кнопка:
Научно-образовательный портал