Мирадж (Исра ва-ль-мирадж или Раджаб- байрам) - праздник в ознаменование чудесного путешествия Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (Кудс) и его вознесение (мирадж) к небесному престолу Аллаха. Коран так упоминает об этом событии: "Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной (в Мекке. -А.Н.) в мечеть отдаленнейшую (в Иерусалиме. - А.Н), вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений..." [XVII, 1]. Это событие стало одним из самых популярных сюжетов мусульманского предания. В средние века возникла обширная народная литература, красочно описывающая детали мираджа. Книги такого типа были хорошо известны в Европе, и предполагается, что они послужили одним из источников "Божественной комедии" Данте.
Вот как описывает мусульманское предание чудесное вознесение пророка. Однажды Мухаммед уснул возле мекканской мечети. Ночью к нему явился архангел Джабраил с крылатым животным Бураком (на араб. яз. - молниеносный) и предложил совершить путешествие. Оседлав Бурака, Мухаммед и Джабраил отправились в Иерусалим. По дороге в этот город они посетили гору Сион и Вифлеем. Но все это произошло в мгновение ока. В Иерусалиме Бурак приземлился на гору Мориа, где, по мусульманской версии, был распят Иисус Христос. Там Мухаммед встретился и предстоял на молитве вместе с древними пророками, своими предшественниками Ибрахимом (Авраамом), Мусой (Моисеем), Давидом, Исой (Иисусом Христом) и другими, которые по этому случаю опустились с небес. Затем, оставив Бурака в Иерусалиме, Мухаммед в сопровождении Джабраила прошел семь небес. На первом - сам Адам открыл ему "небесные ворота"; на втором - встретились ему пророки Яхья и Иса; на третьем - Иосиф; на четвертом - Идрис; на пятом - Харун (Аарон); на шестом Муса; на седьмом же небе восседал праотец - патриарх всех пророков Ибрахим. А когда с седьмого неба Мухаммед явился к престолу Аллаха, то беседовал с ним, сказав 99 тысяч слов... Затем Мухаммед был возвращен обратно в Мекку. Вернувшись же, убедился, что постель его еще не остыла, а из опрокинутого при отправлении в путь сосуда не успела вытечь вода".
Наиболее распространенное предание о ночном путешествии датирует его 27 раджаба 621 г. Эта дата отмечается сейчас во многих мусульманских странах. Ночь 27 раджаба проводят в бдении, читают Коран, молятся, пересказывают предание о чудесном вознесении пророка.
Использованная литература: Мусульманские праздники и традиционная восточная кухня. Автор-составитель А. Ниязи.